- Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:
Мошенничество в ОСАГО достигло катастрофических масштабов. Эта ситуация появилась не сегодня, но сейчас она достигла своего апогея. Связано это с тем, что страховым компаниям приходится платить огромные штрафы по решениям судов. Для мошенников рентабельность повысилась в разы, и во многих регионах автомошенничество стало одной из форм «бизнеса».
Так, например, житель одного из российских сел оформляет кредит на покупку автомобиля, а потом заявляет, что у него «пропал салон». Отсуживает у страховщика возмещение и на эти деньги покупает мотоцикл. Его сосед видит это, и вскоре у его кредитного «Ниссана» тоже «пропадает салон». Остановить этот процесс невозможно. Такие «предприниматели» серьезно бьют по карману страховщиков. До 40% выплат по ОСАГО получают мошенники. Таким образом, бизнес становится нерентабельным, и страховые вынуждены уходить из регионов.
Существуют превентивные меры, которые позволят страховым компаниям бороться с мошенничеством. Что мешает страховщикам создать Единую базу по убыткам Каско? Именно такой инструмент в разы снизит мошенничество. Ведь если все автомобили страны, все автовладельцы, убытки и страховые случаи будут заноситься в базу, мошенникам станет «работать» гораздо сложнее. Кстати, создавать единую базу по убыткам и Каско с «нуля» не придется, велосипед уже изобретен. Необходимо лишь данные по Каско интегрировать в информационную систему расчета коэффициента бонус-малус (АИС КБМ), уже созданную РСА. Сразу станет понятно, кто из водителей постоянно попадает в аварии, оформляя полис Каско и делая убыточным бизнес страховщиков.
И, как бы парадоксально это не звучало, но мошенничество напрямую связано с существующей системой тарифов. Чем ниже тарифы, тем хуже у страховщиков сборы и, как следствие, тем труднее страховщикам выплачивать ущерб. И тем больше отсуживают и получают мошенники. В конечном итоге, страдает вся отрасль - и мы с вами.
На сегодняшний день в ряде регионов, особенно на юге страны, убыточность ОСАГО превысила 100%. Выровнять дисбаланс может увеличение территориальных коэффициентов в убыточных регионах. Но одновременно с повышением базового тарифа необходимо ужесточить ответственность страховщиков за невыплаты. Общество готово к повышению тарифов, все понимают, что цены на запчасти, на авто, на топливо только повышаются, от страховщиков же все ждут ясного и прозрачного обоснования того или иного тарифа
Необходимость повышения базового тарифа на ОСАГО в связи с планируемым повышением максимальных сумм выплат до 500 тыс. руб. вопросов уже не вызывает ни у экспертов, ни у общественности. Вопрос только - на сколько? И как соблюсти интересы и страховщиков, и страхователей? Конечно, тариф на полис обязательного автострахования повышаться должен, но так, чтобы он становился при этом стимулом для аккуратного вождения. Сегодня же получается так, что дисциплинированный автовладелец, покупая полис ОСАГО, платит и за себя, и «за того парня», который постоянно нарушает ПДД. Это своеобразный принцип «кредитных рисков», только в ОСАГО. Систематически нарушающий дорожные правила водитель должен не только получать больший коэффициент бонус-малус, но и выплачивать больший процент при оформлении потребительского, автомобильного, жилищного и других кредитов.